vn (vn) wrote,
vn
vn

Categories:

Боровичи. Мост Белелюбского.

76,28 КБ
Боровичи. Мост Белелюбского.
В каждом городе, имеющем реку, речку, или хотя бы канал, мосты, воистину,  самое популярное и самое демократичное городское сооружение. Мост Белелюбского в Боровичах тому пример. Не просто инженерное сооружение, но и незаурядный памятник.
Во второй половине XIX в. Боровичи стали весьма развитым в промышленном отношении губернским городом. Завод по производству серного колчедана, бумажная фабрика, спиртоочистительный завод, производство химических и взрывчатых веществ, кожевенное производство и т. д. Но особенно славились Боровичи заводами по производству необходимого металлургии огнеупорного кирпича. Вблизи города находились запасы высококачественной глины. Была построена ветка  Окуловка – Боровичи, планировалось продлить её до Череповца (не осуществлено).
Но вот беда – не было в городе хорошего постоянного моста через быструю и порожистую Мсту. Летом наводили временный деревянный, зимой действовала ледовая переправа. В межсезонье, по высокой воде, один паром не справлялся с перевозками, постоянно возникали очереди, скандалы и драки.
В 1871 г. была учреждена Боровичская городская дума и вопрос о строительстве моста начал решаться. Долго перечислять все мытарства городских властей в поисках средств на строительство. Тут и  просьбы кредитов от правительства и попытки сбора пожертвований, и обложение налогами всего, чего только можно, что вызывало протесты и сопротивление горожан. Достаточно упомянуть, что когда Дума в отчаянии попыталась ввести налог на дворовых собак, хозяева в одну ночь передушили своих четвероногих друзей. В конце-концов минимальная, потребная на строительство моста сумма была добыта. В 1893 г. Городская управа обратилась с просьбой о составлении проекта моста к одному из ведущих мостостроителей, профессору Института Путей сообщения Николаю Аполлоновичу Белелюбскому. Основным требованием к проекту была максимальная дешевизна. Однако Белелюбский представил три проекта - два достаточно дешёвых, но уже устаревших параболический и пулупараболический и более дорогой, но современный и красивый арочный. У учёного родилась идея создания первого в России однопролётного, трёхшарнирного арочного моста с ездой понизу. Прототипом послужил мост через Рейн возле немецкого города Бонна. Очертаниями и принципом устройства мост напоминал огромный тугой лук, переброшенный через реку. Загоревшись идеей учёный стал непреклонен и отстоял-таки свою идею вопреки яростному противодействию малоденежной городской думы. Началось строительство. Изготовлением  конструкций моста занялось «Товарищество Московского металлического завода». Началась забивка свай под фундамент опор. 1 октября 1902 г. Отслужили молебен при закладке моста. Но тут случилось непредвиденное. Видимо предварительные изыскания были проведены не лучшим образом. Сравнительно легко забили сваи и соорудили устой моста на левом берегу. Но  с правым всё иначе вышло . Сваи совершенно не могли пробить шестиметровый слой гравия, трещали, ломались, но застревали. Началась долгая изнурительная борьба с природой. Строительный капитал стал стремительно сокращаться. К тому же завод видя бесплодность усилий начал настаивать на единственно возможном, но гораздо более дорогом кессонном методе. Дума стояла на своём и с упорством маньяка не прекращала бессмысленных свайных работ. Наконец, завод победил, опустили кессон и, наконец-то,
закончили правый устой.
1-го февраля 1905 г. окончательно собрали строение моста и утвердили его на опорах.
5-го февраля начались испытания моста. Сначала проезжую часть моста  покрыли полуметровым слоем песка (28 тыс. пудов). Груз пролежал несколько часов, затем песок до самого вечера сгребали лопатами. На другой день гружёный песком пожарный обоз шагом, а затем галопом и рысью трижды промчался по мосту.
6 февраля 1905 г. мост был открыт, и торжества длились до позднего вечера. Люди поздравляли друг друга, поздравляли создателей моста профессора Белелюбского и инженера Пшеницкого, главу Городской думы Шульгина. А вот названия мост не получил. Так уж сложилось. Правда, когда отмечали столетие Отечественной войны 1812 года, Управа распорядилась именовать мост «Александровским», в честь Александра I, но название не прижилось и вскоре было забыто.



По книге В. А. Ермолова "Мост Белелюбского".
Tags: Мосты
Subscribe

  • О, Марио!

    "На марше она встретилась с Сирилом Пустаном, англичанином - преподавателем средней школы и странствующим водопроводчиком."

  • (no subject)

    Посмотрел тут  "Зеленую книгу". Фильм неплох, не более. Но когда один из гпавных героев негр, алкоголик и гей, Оскар неизбежен.

  • Фильм "Праздник"

    "Хитрый прокатчик вешал объявление на самые скучные фильмы: «Детям до 16 лет вход запрещен». И помогало — кое-кто клевал на этакий текст, в надежде…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments